Чкалов Александр Михайлович.
Наш прадедушка Чкалов Александр Михайлович (1911-1996) родился в поселке Мстёра Вязниковского района Нижегородской губернии. В семье их было четверо: Петр, Василий, Мария и младший Сашенька. Пётр и Василий погибли на войне (конкретное место неизвестно), отец умер, когда Саше было всего шестнадцать.
Детство Александра выпало на сложные годы революционного периода. Поступив в 1918 году в 1 класс Мстёрской школы, и проучившись там до начала зимы, маленький Саша заболел тифом и был отправлен в тифозный барак. В то время из всех больных тифом выживали лишь «сильнейшие», прадедушка оказался одним из них.
Из-за материальных трудностей в семье, Александр с 9.5 лет начал свою трудовую деятельность в качестве почтового извозчика по станции Мстера. Затем до действительной военной службы работал в Нижегородском пароходстве вместе со своими старшими братьями, а так же на Сормовском заводе Нижнего Новгорода.
Далее, в 1931 году, был призван на действительную военную службу. Так как ростом и весом он был не велик, однако здоровьем и ловкостью отличался от остальных, зачислили его в кавалерию.
В 1935 году Александр Михайлович женился на Клавдии (имя и отчества узнать не удалось) и у них родилось двое детей (их имена мне так же не известны). А затем война…
Во время войны первая жена Клавдия вместе с двумя детьми, имена которых не известны, попала под обстрел немецкой авиации под Москвой, и на её руках от осколков снарядов погибли оба ребенка, не задев Клавдию ничуть. Вскоре от горя и голода скончалась и она сама. Прадедушку не оповестили о горе случившемся с его семьей, и вернувшись с войны он даже не знал где их похоронили (место их захоронения узнать не удалось).
Беседуя с нашим дедушкой Чкаловым Виктором Александровичем, мы узнали историю тяжелого ранения Александра зимой 1943 года. Вот как это было.
В районе Валдая, километрах в 30 от селения Крестцы, готовилось прорывное наступление частей нашей армии с группой автоматчиков. Прадеду в этот период было дано задание: сопроводить полевую кухню для организации кормления бойцов передовой линии. Удачно добравшись до передовой, встали на пригорок и организовали раздачу горячего питания из котлов. Судя по всему, немец провел серьезную разведку нашей передовой и в этот момент противник организовал авиационный и артиллерийский налет на позиции наших войск. В одно мгновенье белый снег стал превращаться в красно-черный.
Прадедушке удалось забраться под повозку между саней; лошади были убиты; с боков под сани так же спрятались несколько красноармейцев. Когда лежал под санями, ему пришлось терпеть боль от горячей воды и продуктов, вытекаемых из пробитых котлов.
После того как обстрел затих, прадедушка понял, что в ближайшее время появится немецкая пехота, надо уходить!
Слегка растолкав «соседей» и поняв, что ни одного живого бойца нет, Александр Михайлович выбрался из-под саней и попытался бежать в сторону своей части. Пробежав какое-то расстояние, почувствовал неудобство в правом сапоге. Сняв сапог, увидел, что он полон крови и тут же понял что у него болит правая коленка. Кое-как портянкой перевязав колено, заметил одиноко плетущуюся лошадь в его направлении. Так как идти он уже не мог, на руках, стараясь не спугнуть животное, прополз несколько метров к направлению движения лошади, а поравнявшись с санями, испытывая сильную боль в ноге, вскарабкался в них. В санях лежал уже убитый красноармеец. Подтянув вожжи и положив поудобнее больную ногу, прадедушка начал подгонять лошадь в нужном направлении. По дороге, подобрав бойца с оторванной рукой, продолжили путь в направлении Крестцов.
На выезде из одной лесной просеки, немец систематически вел обстрел дороги, не давая выезда. Присмотревшись к времени паузы, после очередного разрыва, Александр Михайлович вместе с товарищем погнали лошадь как можно быстрее, рассчитывая проскочить зону обстрела. Затем прадед услышал за спиной сильный взрыв и больше уже ничего не помнил.
Очутился в госпитале селения Яжелбицы, Валдайского края Новгородской области.
Как оказалось, в район поясницы ударил мороженый ком земли, оглушив Александра Михайловича. Полученные травмы оказались весьма тяжелыми, и врачи отправили его в госпиталь города Ковров. Пройдя через несколько операций, в начале 1945 года, был выписан из госпиталя города Ковров Владимирской области. После чего был принят на завод имени В.А. Дегтярева в качестве испытателя автоматического оружия. Здесь он и познакомился со своей будущей второй женой Клавдией Николаевной Чкаловой (Вавиловой). 24.02.1946 г. у них родился старший сын Виктор (наш дедушка), а 11.03.1957 г. младший Владимир, который в настоящее время проживает в городе Сланцы Ленинградской области.
Наш прадедушка Чкалов Александр Михайлович был мастером «на все руки», в том числе и высококвалифицированным мастером по пошиву обуви. В сшитых его руками сапогах генеральный конструктор и директор завода Василий Алексеевич Дегтярев, неоднократно бывал на докладах у И.В.Сталина.
Но время идет, и возраст дает о себе знать.
В 1971 году у Александра Михайловича случился обширный инфаркт, после чего прадед на производствах больше не работал, а занимался домашним хозяйством и помогал сыновьям воспитывать детей.
В 1990 году прадед Александр Михайлович продал дом в Коврове и переехал в город Сланцы (Ленинградская область) к младшему сыну Владимиру, у которого на тот момент была просторная двухкомнатная квартира.
Умер наш прадед скоропостижно. 4.05.1996 года, погостив у своих сыновей и внуков, решил повидать старых друзей на родине в городе Ковров, где он прожил много лет (по адресу улица Нагорная, поселок 25 октября, дом 13), где выросли его сыновья, а летом приезжали гостить внуки, а так же где похоронена его жена Клавдия Николаевна. Сын Виктор с младшей дочерью Любой проводили его на вокзал города Санкт-Петербурга, посадили на поезд и договорились о скором его возвращении обратно.
Приехав на родину, на поезде №63 СПб – Нижний Новгород, сошёл с поезда и скончался на платформе.
Похоронили его рядом с женой Клавдией Николаевной Чкаловой (Вавиловой), на Троицком кладбище города Ковров Владимирской области.
Клавдия Николаевна Чкалова (Вавилова).
Наша прабабушка Клавдия Николаевна родилась в многодетной семье Вавиловых: Николая Егоровича и Ефросиньи Андреевны, 5 октября 1922 года. В семье была младшей, по счету 15. Семья Вавиловых проживала в селе Алачено Ковровского уезда Владимирской губернии. Её родители Николай Егорович Вавилов и Ефросинья Андреевна Вавилова пережили такие потрясения России, как революции: 1905 и 1917 г.г.; Гражданскую войну и Великую Отечественную войну.
Николай Егорович и Ефросинья Андреевна Вавиловы застали общинный уклад жизни русской деревни. Как мне говорил дедушка (Чкалов Виктор Александрович), по рассказам Николая Егоровича, вряд ли бы уцелела такая многодетная семья как их при случившихся 2 пожарах их дома, если бы не община и не их боярыня (её имени узнать не удалось), которая в случае неприятностей старалась помогать людям. Церковь, которую построили на средства боярыни в селе Алачено, стоит там до сегодняшнего дня и её собираются реставрировать.
Николай Егорович был царским кровельщиком. Он крыл купола соборов Кремля и Храма Василия Блаженного. Благодаря его высокой квалификации он получал такую заработную плату, что мог прокормить себя, жену и 15 детей.
Умерли они в преклонном возрасте, прапрадедушка Николай умер в 1953 году и похоронен на Старом Ковровском кладбище, а прапрабабушка Ефросинья умерла в 1940 году, а похоронена на сельском кладбище села Алачено.
Там же, в Алачено похоронены дядя нашего дедушки Федор Николаевич Вавилов и тётя - Евгения Вавилова. Село Алачено, захоронения наших родственников и старинную церковь мы посещали несколько раз.
Наша прабабушка Клавдия в 1937 – 1940 г.г. закончила Ковровский механический техникум и была направлена на работу на оружейный завод города Коврова, который впоследствии был назван Дегтяревский, в честь главного конструктора и директора этого оружейного завода. Она единственная из 15 детей имела такое хорошее образование и работала в отделе технического контроля (ОТК).
Именно от моей прабабушки и её матери Ефросиньи Андреевны в нашу семью пришли такие понятия как православие и христианская вера.
В 1940 году моя прабабушка вышла замуж за рабочего слесаря Константина Петровича Борисова.
В 1941 году Константин не был призван в действительную армию по причине специальной отсрочки, так как являлся высококвалифицированным слесарем по сборке и доводке автоматического оружия.
Осенью 1941 года семья нашей прабабушки, как и другие, испытывали острую нужду в вещах первой необходимости. В это время её муж Константин решил помочь семье, и был уличен в попытке выноса с территории завода куска хозяйственного мыла. В течении недели состоялся суд и Константин был отправлен в качестве пулеметчика в штрафбат. В конце 1941 года в одном из боев в Московском направлении Константин был убит. Его товарищи прислали Клавдии Николаевне окровавленную фотографию прабабушки, которую бойцы изъяли из нагрудного кармана гимнастерки Константина. Она до сих пор хранится в семейном альбоме.
На протяжении Великой Отечественной войны Клавдия Николаевна работала на оружейном заводе им. Дегтярева.
В 1945 году после победы России над фашистской Германией, Клавдия Николаевна вышла замуж за недавно вышедшего из госпиталя солдата, впоследствии ставшего моим прадедушкой Чкалова Александра Михайловича. Они совместно, душа в душу прижили 40 лет, воспитав 2 сыновей: Виктора Александровича Чкалова (1946 г.р.) и Владимира Александровича Чкалова (1957г.р.).
Похоронена Клавдия Николаевна вместе со своим мужем, нашим прадедушкой, на Троицком кладбище города Ковров Владимирской области, где мы так же бывали неоднократно.